Россельхознадзор подготовил рекомендации для владельцев пасек и производителей продукции пчеловодства

10 июня 2020


Россельхознадзор подготовил рекомендации для владельцев пасек и производителей продукции пчеловодства
 
Пчеловодство является важной отраслью сельского хозяйства, которая занимается разведением пчел для производства меда, пчелиного воска и другой продукции. Пчеловодам необходимо придерживаться определенных правил при осуществлении своей деятельности.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, разведение, содержание и использование пчел, размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства, а также размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства, разрешено на землях сельхозназначения.
При этом улья и пчел также можно содержать в населенных пунктах и садоводческих товариществах. Об этом сказано в положениях, закрепленных Федеральным законом № 112 – ФЗ от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве», Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ветеринарно – санитарными правилами содержания пчел, которые утверждены Министерством сельского хозяйства РФ.
Нормы по количеству пчелосемей, правила содержания пчел, требования к их перевозке и обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям отражены в «Ветеринарных правилах содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства». Они утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 19 мая 2016 года № 194.
Согласно этим правилам, в частности, содержание пчел должно осуществляться в исправных ульях, окрашенных в разные цвета (синий, оранжевый, желтый и зеленый). Улья, принадлежащие хозяйству, должны быть пронумерованы. Расстояние между ними должно обеспечивать свободный доступ к каждой пчелосемье. При этом их следует размещать на расстоянии не менее трех метров от границ соседних земельных участков. При посещении пасеки необходимо использовать чистую продезинфицированную рабочую одежду и обувь.
Территориальные управления Россельхознадзора осуществляют надзор за пасеками, руководствуясь Ветеринарно-санитарными требованиями к животноводческим объектам, предназначенным для содержания пчел. Они содержатся в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27 «Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)».
Пчеловодам, заинтересованным в реализации продукции, для ведения своей деятельности необходимо быть зарегистрированными в информационных системах Россельхознадзора «Цербер» и «Меркурий». Эти платформы производят сбор информации, которая помогает осуществлять надзор за хозяйствующими субъектами. Система «Меркурий» позволяет обеспечивать прослеживаемость товаров животного происхождения, своевременно выявлять в обороте некачественную и потенциально небезопасную продукцию.
Продукция пчеловодства, которую планируется вводить в оборот, подлежит обязательной сертификации, подразумевающей документальное подтверждение ее безопасности и качества. В случае, если речь идет о промышленном производстве, о какой-либо обработке товара, на такую продукцию необходимо оформлять декларацию о соответствии. Она выдается, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Партии меда должны проходить обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу по СанПиН 2.3.2.1078-01, в которых устанавливаются предельные нормы токсичности и содержания различных примесей. Роспотребнадзором в этом случае изучается внешний вид товара, состав, проверяется наличие добавок и примесей.
Если же продукт является на 100% натуральным, не прошедшим промышленную обработку, тогда декларация о соответствии на него не оформляется. В этом случае производитель должен получить ветеринарное свидетельство на продукцию, выдаваемое Россельхознадзором. Такой документ оформляется в системе «Меркурий». Он предоставляется после комплекса исследований товара в аккредитованных лабораториях на органолептические данные (вкус, цвет, консистенция), состав, кислотность, наличие примесей и т.д. Сертификат подтверждает, что продукция пчеловодства обладает должным качеством и безопасна для потребителя.
Ветеринарный сопроводительный документ должен быть оформлен и на продукцию промышленного производства.
К обращению не допускаются мед и продукты пчеловодства:
- имеющие измененные органолептические, физико-химические показатели;
- содержащие натуральные или синтетические гормональные вещества.
Не допускается наличие в натуральном меде и продуктах пчеловодства остатков лекарственных препаратов, которые применялись для лечения и обработки пчел. Производитель должен указывать информацию о содержании в такой продукции пестицидов.
Для того, чтобы не допустить попадание на рынок некондиционных товаров, крупные представители этой отрасли подписали Кодекс добросовестных производителей, переработчиков и продавцов меда. Для фактического исполнения норм Кодекса и недопущения на рынок фальсификата было принято решение организовать Комиссию по исполнению Кодекса при Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз). Участники Комиссии будут проводить регулярные мониторинги меда в торговых каналах и отрабатывать все случаи выявления фальсификата. Планируется, что к подписанию Кодекса и совместной работе по борьбе с фальсификатом присоединятся и торговые операторы.
Для тех пчеловодов, которые заинтересованы в экспорте производимых продуктов, следует помнить о следующих требованиях.
Согласно законодательству ЕАЭС, во время производства они должны придерживаться процедур, основанных на принципах ХАССП (система анализа опасных факторов и критических контрольных точек на производстве).
Продукция, производимая хозяйствующими субъектами и предназначенная для экспорта, должна соответствовать требованиям международных стандартов и пройти исследование в аккредитованных лабораториях, которые работают в информационной системе Россельхознадзора «Веста».
Пчеловоды также могут ввозить в Россию пчелосемьи из других стран. Для этого им необходимо получить разрешение на такую процедуру в территориальном управлении Россельхознадзора и иметь при перемещении пчел ветеринарные сопроводительные документы на них.
Контроль за деятельностью пчеловодов осуществляют государственные ветеринарные службы субъектов Российской Федерации. В частности, владельцы пасек должны оформлять на них специальные ветеринарно-санитарные паспорта, подав заявление на имя главного ветеринарного врача местности.
Государственные ветеринарные врачи ежегодно проводят исследования на наличие инфекционных и паразитарных заболеваний у насекомых на пасеках, обработку против таких болезней и вносят данные об этом в ветеринарно-санитарные паспорта. Исследования проводятся в соответствии с ежегодными планами противоэпизоотических мероприятий, утвержденными государственными ветеринарными службами субъектов РФ. 
 

Россельхознадзор подготовил рекомендации для владельцев пасек и производителей продукции пчеловодства

 

Пчеловодство является важной отраслью сельского хозяйства, которая занимается разведением пчел для производства меда, пчелиного воска и другой продукции. Пчеловодам необходимо придерживаться определенных правил при осуществлении своей деятельности.

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, разведение, содержание и использование пчел, размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства, а также размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства, разрешено на землях сельхозназначения.

При этом улья и пчел также можно содержать в населенных пунктах и садоводческих товариществах. Об этом сказано в положениях, закрепленных Федеральным законом № 112 – ФЗ от 07 июля 2003 года «О личном подсобном хозяйстве», Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ветеринарно – санитарными правилами содержания пчел, которые утверждены Министерством сельского хозяйства РФ.

Нормы по количеству пчелосемей, правила содержания пчел, требования к их перевозке и обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям отражены в «Ветеринарных правилах содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства». Они утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 19 мая 2016 года № 194.

Согласно этим правилам, в частности, содержание пчел должно осуществляться в исправных ульях, окрашенных в разные цвета (синий, оранжевый, желтый и зеленый). Улья, принадлежащие хозяйству, должны быть пронумерованы. Расстояние между ними должно обеспечивать свободный доступ к каждой пчелосемье. При этом их следует размещать на расстоянии не менее трех метров от границ соседних земельных участков. При посещении пасеки необходимо использовать чистую продезинфицированную рабочую одежду и обувь.

Территориальные управления Россельхознадзора осуществляют надзор за пасеками, руководствуясь Ветеринарно-санитарными требованиями к животноводческим объектам, предназначенным для содержания пчел. Они содержатся в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27 «Об утверждении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)».

Пчеловодам, заинтересованным в реализации продукции, для ведения своей деятельности необходимо быть зарегистрированными в информационных системах Россельхознадзора «Цербер» и «Меркурий». Эти платформы производят сбор информации, которая помогает осуществлять надзор за хозяйствующими субъектами. Система «Меркурий» позволяет обеспечивать прослеживаемость товаров животного происхождения, своевременно выявлять в обороте некачественную и потенциально небезопасную продукцию.

Продукция пчеловодства, которую планируется вводить в оборот, подлежит обязательной сертификации, подразумевающей документальное подтверждение ее безопасности и качества. В случае, если речь идет о промышленном производстве, о какой-либо обработке товара, на такую продукцию необходимо оформлять декларацию о соответствии. Она выдается, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Партии меда должны проходить обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу по СанПиН 2.3.2.1078-01, в которых устанавливаются предельные нормы токсичности и содержания различных примесей. Роспотребнадзором в этом случае изучается внешний вид товара, состав, проверяется наличие добавок и примесей.

Если же продукт является на 100% натуральным, не прошедшим промышленную обработку, тогда декларация о соответствии на него не оформляется. В этом случае производитель должен получить ветеринарное свидетельство на продукцию, выдаваемое Россельхознадзором. Такой документ оформляется в системе «Меркурий». Он предоставляется после комплекса исследований товара в аккредитованных лабораториях на органолептические данные (вкус, цвет, консистенция), состав, кислотность, наличие примесей и т.д. Сертификат подтверждает, что продукция пчеловодства обладает должным качеством и безопасна для потребителя.

Ветеринарный сопроводительный документ должен быть оформлен и на продукцию промышленного производства.

К обращению не допускаются мед и продукты пчеловодства:

- имеющие измененные органолептические, физико-химические показатели;

- содержащие натуральные или синтетические гормональные вещества.

Не допускается наличие в натуральном меде и продуктах пчеловодства остатков лекарственных препаратов, которые применялись для лечения и обработки пчел. Производитель должен указывать информацию о содержании в такой продукции пестицидов.

Для того, чтобы не допустить попадание на рынок некондиционных товаров, крупные представители этой отрасли подписали Кодекс добросовестных производителей, переработчиков и продавцов меда. Для фактического исполнения норм Кодекса и недопущения на рынок фальсификата было принято решение организовать Комиссию по исполнению Кодекса при Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров (Руспродсоюз). Участники Комиссии будут проводить регулярные мониторинги меда в торговых каналах и отрабатывать все случаи выявления фальсификата. Планируется, что к подписанию Кодекса и совместной работе по борьбе с фальсификатом присоединятся и торговые операторы.

Для тех пчеловодов, которые заинтересованы в экспорте производимых продуктов, следует помнить о следующих требованиях.

Согласно законодательству ЕАЭС, во время производства они должны придерживаться процедур, основанных на принципах ХАССП (система анализа опасных факторов и критических контрольных точек на производстве).

Продукция, производимая хозяйствующими субъектами и предназначенная для экспорта, должна соответствовать требованиям международных стандартов и пройти исследование в аккредитованных лабораториях, которые работают в информационной системе Россельхознадзора «Веста».

Пчеловоды также могут ввозить в Россию пчелосемьи из других стран. Для этого им необходимо получить разрешение на такую процедуру в территориальном управлении Россельхознадзора и иметь при перемещении пчел ветеринарные сопроводительные документы на них.

Контроль за деятельностью пчеловодов осуществляют государственные ветеринарные службы субъектов Российской Федерации. В частности, владельцы пасек должны оформлять на них специальные ветеринарно-санитарные паспорта, подав заявление на имя главного ветеринарного врача местности.

Государственные ветеринарные врачи ежегодно проводят исследования на наличие инфекционных и паразитарных заболеваний у насекомых на пасеках, обработку против таких болезней и вносят данные об этом в ветеринарно-санитарные паспорта. Исследования проводятся в соответствии с ежегодными планами противоэпизоотических мероприятий, утвержденными государственными ветеринарными службами субъектов РФ. 

 

Дата создания: 10-06-2020
Дата последнего изменения: 10-06-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.